Пишем драйвер WDM на Ассемблере.

(Комментарии к исходникам AsmDrv)

Краткое содержание.

1. Цель работы. Постановка задачи.

2. API для WDM драйвера.

3. Пишем рыбу.

4. Детализация.

5. Компиляция и сборка.

6. Как правильно установить драйвер.

7. Тестовая программа.

8. Напоследок.



Часть 1. Цель работы. Постановка задачи.

Признаюсь честно: мне нравится Ассемблер. Вернее, даже не сам Ассемблер, а стиль общения с компьютером через него.

В сети есть несколько примеров создания драйверов виртуальных устройств VxD на Ассемблере.

Но нет ни одного аналогичного примера для драйвера WDM.

Так исправим же эту досадную оплошность!

Создание несложного драйвера с использованием только лишь Ассемблера -- довольно трудоёмкое занятие.

По двум причинам:

1) Отсутствие ассемблерных заголовочных файлов для использования драйверного API.

2) Методически трудная отладка драйверов в системе Windows.

Первая причина может быть некритичной. Были бы руки да голова. Ведь известно, что значительная часть заголовков Win32 API была переведена энтузиастами на Ассемблер. И работа эта немалая.

Вторая причина более серьёзна и именно она является сдерживающей. Практически, самым доступным способом отладки является отладочный вывод из самого драйвера. При этом код осторожно дописывается небольшими кусочками.

Однако, теперь у вас будет хороший кусок работающего кода. Мы его сейчас напишем! Изменяя и дополняя его, вы сможете создать свой собственный драйвер, довольно быстро и легко.

Сразу оговорюсь: я не собираюсь подробно объяснять принципы функционирования драйверной системы Windows и растолковывать специальные понятия. Для этого существует специальная литература.

Что нам потребуется? Вот что:

1) Текстовый редактор.

Notepad. Но лучше что-нибудь поудобнее, например, Патриот XP.

2) MS Windows DDK.

DDK содержит почти всё, что требуется для создания драйверов. Но нам важны: справка DDK, Ассемблер MASM 6.1, компоновщик Link, также оттуда мы возьмём библиотеки и заголовочные файлы для C (что с ними делать -- см. далее).

3) Утилита для визуализации отладочного вывода. Я использую DbgView, который можно взять с сайта www.sysinternals.com

4) Delphi для компиляции тестовой программы.

Но вам необязательно набирать текст с нуля. К счастью, я сделал это до вас :)

Скачайте файл с исходниками проекта AsmDrv и распакуйте его в подкаталог \NTDDK\src\AsmDrv.

Вот, кажется, всё. Можно начинать!



Часть 2. API для WDM драйвера.



Большинство функций драйверного API, которые нас интересуют, предоставляются модулем ntoskrnl.exe.



Для их использования надо сделать следующее:

1) Объявить типы данных и определить константы.

Большинство определений для C находятся в файлах ntdef.h и wdm.h.

2) Объявить прототипы функций, которые мы намерены использовать.

Эти определения для C также находятся в wdm.h

3) Выполнить сборку драйвера с подключением библиотеки wdm.lib



Все три файла (wdm.h, ntdef.h и wdm.lib) входят в состав Windows DDK.



Я перевёл часть заголовков на Ассемблер и поместил их в файл usewdm.inc, который находится в базовом каталоге проекта.





Часть 3. Пишем рыбу.



3.1. Итак, приступим.

Вы можете проследить за последовательностью и содержанием действий, открыв файл main.asm для просмотра.

Начнём, пожалуй, так:

.586p ; Процессор Intel Pentium, разрешены инструкции защищённого режима

.model flat, stdcall ; Здесь всё ясно. Плоская модель адресации и тип вызовов stdcall.

option casemap:none ; "case-sensitive"

Дальше нужно задействовать файл включений usewdm.inc и библиотеку wdm.lib, чтобы мы смогли использовать драйверный API:

.include usewdm.inc

.includelib wdm.lib

Затем размещаем два сегмента -- данных и кода:

.data

; [...]

.code

; [...]



3.2. Процедура инициализации



Каждый драйвер имеет процедуру инициализации. Эта процедура вызывается системой сразу после загрузки драйвера в память.

У нас такая процедура называется DriverEntry. Объявим её как

Driver Entry proc near public, DriverObject:PDRIVER_OBJECT, RegistryPath:PUNICODE_STRING

DriverObject -- это указатель на служебную структуру, сопоставленную драйверу. Она используется системой для вызова процедур драйвера. Её-то и следует инициализировать -- записать в эту структуру адреса соответствующих процедур нашего драйвера.



Наш драйвер довольно прост. Он будет отрабатывать только 4 стандартных запроса:



IRP_MJ_CREATE -- Вызов CreateFile() в приложении пользователя для установления связи с драйвером;

IRP_MJ_CLOSE -- Вызов CloseHandle() в приложении пользователя для разрыва связи с драйвером;

IRP_MJ_DEVICE_CONTROL -- Вызов DeviceIoControl() в приложении пользователя для запроса выполнения какой-либо функции в драйвере.



Все эти три запроса мы адресуем некоей диспетчерской функции OnDispatch. Мы узнаем о ней позже.



Четвёртый запрос -- на выгрузку. Об этом пойдёт речь ниже.



А пока необходимо сделать ещё 2 важные вещи - создать логический объект устройства при помощи функции IoCreateDevice() и символическую связь, имя которой пользовательские приложения будут использовать для связи с драйвером при помощи функции CreateFile(). Символическая связь создаётся при помощи вызова IoCreateSymbolicLink():

; Инициализируем юникодовые строки с именами устройства и линка

invoke RtlInitUnicodeString, offset NtDeviceName, offset wsNtDeviceName

invoke RtlInitUnicodeString, offset Win32DeviceName, offset wsWin32DeviceName

; [...]

; Создаём логический объект устройства

invoke IoCreateDevice, DriverObject, 0, offset NtDeviceName, FILE_DEVICE_UNKNOWN,0,FALSE,offset DeviceObject;

cmp eax,STATUS_SUCCESS ; Проверим, не было ли ошибки.

jnz @F

; Создаём symbolic link

invoke IoCreateSymbolicLink, offset Win32DeviceName, offset NtDeviceName ; в eax останется код результата

@@:

ret



Итак, только что мы завершили разбор процедуры инициализации.





3.3. Процедура выгрузки.



У нас она реализуется функцией OnUnload. Эта функция производит действия, обратные процедуре инициализации по отношению к связанным объектам: она удаляет символическую связь (вызов IoDeleteSymbolicLink()), и затем логическое устройство, сопоставленное драйверу (IoDeleteDevice()):

; Удаляем символическую связь

invoke IoDeleteSymbolicLink, offset Win32DeviceName

; Удаляем логическое устройство

invoke IoDeleteDevice, DeviceObject





3.4. Главная диспетчерская процедура.



Она называется OnDispatch и объявлена как

OnDispatch proc near, pDeviceObject:PDEVICE_OBJECT, pIrp:PIRP

Здесь нам важен указатель на структуру с данными запроса pIrp. Данная структура довольно сложна. Вы можете найти её объявление в файле usewdm.inc.

Но нам понадобятся лишь некоторые данные.

Сначала мы должны определить код запроса -- он будет один из трёх: IRP_MJ_CREATE, IRP_MJ_CLOSE или IRP_MJ_DEVICE_CONTROL.



Мы получаем этот код из структуры IO_STACK_LOCATION, указатель на которую мы получаем из структуры IRP (в свою очередь, указатель на IRP был передан нам в пераметре pIrp):

mov ebx,pIrp

mov eax,(_IRP ptr [ebx]).Tail.Overlay.CurrentStackLocation ; Восстанавливаем указатель на структуру IO_STACK_LOCATION

mov pIrpStack,eax

mov ebx,pIrpStack

mov al,(IO_STACK_LOCATION ptr [ebx]).MajorFunction ; al -- Код сообщения



Дальше отрабатываем запросы по-разному.

Для IRP_MJ_CREATE и IRP_MJ_CLOSE обработка фиктивная. Мы просто возвращаем код успеха STATUS_SUCCESS в регистре eax.



Для IRP_MJ_DEVICE_CONTROL мы должны получить данные о длине входного и выходного буферов приложения пользователя, восстановить указатель на промежуточный системный буфер и адрес переменной, в которую будет записана длина информационного пакета, передаваемого из драйвера приложению пользователя.

Мы размещаем эти данные в локальных переменных, чтобы потом вызвать вторичную функцию DeviceIoControlHandler, где и будет выполнена обработка.







Часть 4. Детализация.



Детализация заключается в размещении пользовательского кода во вторичной процедуре обработчика IRP_MJ_DEVICE_CONTROL.



Мы будем отрабатывать 2 запроса:

IOCTL_USER_REQUEST_1 -- отправка переданной строки в отладочный вывод, и

IOCTL_USER_REQUEST_2 -- перевод литер переданной строки в нижний регистр.



Коды запросов объявлены в файле-включении ioctlcodes.inc



В принципе, реализация этих вещей довольно проста и не требует комментариев.









Часть 5. Компиляция и сборка.



Для компиляции программы следует выполнить командный файл assemble.cmd.



Его содержимое:



..\..\bin\ml.exe -coff -Fl -c -Foasmdrv.obj main.asm



В результате мы получим листинг main.lst и объектный модуль asmdrv.obj.



Дальше мы должны собрать бинарник драйвера из объектного модуля. Для этой цели существует команда link.cmd:



..\..\bin\link.exe @linkcmd.rsp



в файле linkcmd.rsp размещены настройки линкера. Полный список выглядит так:



-MACHINE:IX86

-STACK:32768,4096

-OPT:REF

-OPT:ICF

-INCREMENTAL:NO

-FORCE:MULTIPLE

-RELEASE

-DEFAULTLIB:wdm.lib

-DRIVER

-ALIGN:0x20

-SUBSYSTEM:NATIVE

-BASE:0x10000

-ENTRY:DriverEntry@8

-OUT:disk1\asmdrv.sys

asmdrv.obj



В результате сборки мы получаем файл AsmDrv.sys в подкаталоге Disk1.







Часть 6. Как правильно установить драйвер.



Чтобы установить драйвер в системе, нам потребуется специальный конфигурационный файл, хранящий некоторые дополнительные сведения о драйвере, важные для системы.



Это так называемый inf-файл.



Опять-таки, к счастью для вас, я уже написал этот файл -- asmdrv.inf. Вы можете открыть его для просмотра и изучить.

Файл находится в подкаталоге Disk1 проекта.



Ну что же? -- Пробуем установиться.

Открываем Панель управления, запускаем Мастер установки оборудования и указываем ему путь к файлу asmdrv.inf в режиме ручного выбора.



Завершаем установку.

Windows 98 на этом месте может попросить перезагрузки. Не отказывайте ей :)

Windows 2000/XP запускает драйвер сразу.



Вы можете проконтролировать установку, убедившись в наличии устройства "Простейший WDM драйвер на Ассемблере" в списке менеджера устройств.



Поздравляю, если вы всё сделали правильно, наш драйвер -- о, чудо! -- работает.



Часть 7. Тестовая программа.



Проект тестовой программы расположен в подкаталоге TestApp.



Откройте его в Delphi и перекомпилируйте.



В результате вы получите файл AsmDrvTest.exe, который нужно будет запустить.



В принципе, это одна из самых простых программ в мире. Она занимается отправкой драйверу AsmDrv.sys запросов IOCTL_USER_REQUEST_1 и _2 по требованию пользователя, передавая драйверу строку символов.



Работу этой программы рекомендуется изучить самостоятельно.



Одновременно с тестовой программой используйте утилиту DbgView для просмотра отладочного вывода.





Часть 8. Напоследок.



Мы убедились ещё раз, что не боги горшки обжигают.

Следует ли писать драйверы WDM на ассемблере? --

Зависит от желания и возможностей.

Однако вопрос оставлю открытым.



© Юрий Гречко, 2002 год.


Hosted by uCoz